Значение понятия «рекрутинг» исходит от французского «recruit» (в переводе «рекрутировать», то есть набирать или нанимать кого-либо на определённую службу за деньги). В настоящее время так принято в краткой форме называть процесс поиска и подбора высококвалифицированного персонала, причём не забесплатно, а с хорошей оплатой оказанных услуг. В отличие от стандартных услуг по трудоустройству, когда кадровое агентство получает оплату от будущего соискателя работы, рекрутинговые агентства заключают обязательный договор, получая по нему, соответственно, немалый гонорар от фирм-заказчиков данных услуг.Чтобы подобрать наилучшего кандидата, например, на руководящую должность, зачастую используется метод Executive search, что в переводе означает целевой поиск кандидата. Но чаще всего такой процесс называется «охотой за головами», так как активный поиск проводится, как правило, среди тех сотрудников, которые уже успешно работают в какой-либо сфере и достаточно редко ищут другую работу. Это явление признаётся простым «переманиванием» наилучших работников в ту фирму, которая непременно готова платить и за такой процесс, и за будущего отличного сотрудника. Но часто такие работники прежнему работодателю раскрывают корпоративную информацию компании, в которую они перешли работать. Поэтому службы безопасности ответственно относятся к прослушиванию телефонных переговоров новых сотрудников.
Если компания хочет в своем штате иметь лучших сотрудников, то ей необходимо длительное время выращивать их самостоятельно или обратиться за помощью в специализированное рекрутинговое агентство. Что же касается найма на средне уровневые позиции, такие, например, как секретарь, специалист по продажам или бухгалтер, то для поиска сотрудников в данном случае широко используются стандартные методы подбора среди людей, которые просто активно ищут новую работу. Это реклама в городских газетах и различных базах интернета.
Работа нынешних консультантов рекрутинговых фирм заключается, в основном, в привычном просмотре активно поступающих резюме от соискателей, а также отсеивание изначально неподходящих кандидатов. После этого следует проведение собеседований с наиболее подходящими кандидатами и предоставление фирме-заказчику предельно краткого списка, который называется short-list, обычно он составляет порядка 3-5 человек. Общепринятым фактом считается, что данные услуги оцениваются примерно около 15-25% от общего годового дохода будущего специалиста.
Но для наилучшего достижения поставленных целей рекрутинговые агентства стараются использовать все эти методы в совокупности. Это, с одной стороны, не превышать требуемого бюджета, не надо переплачивать за лишние исследования, с другой стороны, увеличивает прибыль агентства, которая напрямую зависит от того, какой сотрудник будет предложен той или иной фирме-заказчику. Почему же современные компании пользуются услугами рекрутинговых фирм? Ответ на поставленный вопрос достаточно очевиден — у таких агентств намного больше опыта в подборе персонала, чем у самой организации, заказывающей данную услугу.